Голландская живопись

Гриммер, Якоб (GRIMMER, Jacob)

 

Изображение природы имело давнюю традицию в искусстве Нидерландов. Общеизвестно, какого расцвета достиг пейзаж в голландской живописи 17 века. Этот взлет был подготовлен развитием пейзажного мышления в рамках нидерландского искусства предшествующего столетия, результатом которого явилось рождение пейзажа как самостоятельного жанра. К обширному кругу нидерландских живописцев последней трети 16 века, чье внимание по преимуществу было привлечено к пейзажной теме, принадлежал Якоб Гриммер. Художник работал в Антверпене, ведущем культурном центре страны. Его учителем был известный мастер пейзажа Маттис Кок. Сыновья Якоба - Гиллис и Абель Гриммеры - также стали пейзажистами. Хотя Якоб Гриммер вступил в гильдию живописцев в 1540 году, нам известны лишь произведения, созданные после 1573 года. Живописное наследие художника представляют пейзажи с изображением крестьянских праздников. Как на обширной природной арене, развертывается сцена празднества. Несмотря на обилие маленьких человеческих фигурок, они - всего лишь стаффаж, оживляющий изображение. Панорамный ландшафт с бескрайним горизонтом доминирует в картине. Он включает разнообразные мотивы национального пейзажа: замок, ветряную мельницу, башню с мостиком у пруда в обрамлении деревьев, - создающие ритмические акценты в горизонтально развивающемся пейзаже. В некоторой декоративной условности колорита, в световых эффектах, склонности к прихотливым очертаниям деревьев сказывается влияние господствовавшего в то время стиля позднего маньеризма, культивировавшего в искусстве изощренную фантазию и эффектность композиционных и цветовых решений. Картины Гриммера несут в себе характерные черты пейзажной живописи своего времени. Это идеальный скомпонованный пейзаж, в котором мотивы, почерпнутые в реальности, подчинены традиционной схеме "космического" панорамного ландшафта, господствовавшей в нидерландской живописи 16 века. Став самостоятельным жанром, пейзаж не сразу освободился от символико-аллегорических ассоциаций. Не только использование религиозных и мифологических сцен в качестве стаффажа оказывало влияние на характер пейзажного образа, как бы требуя от него быть выдержанным в идеальном стиле. Сама концепция `космического` ландшафта предполагала воплощение в картине целостного образа земного универсума во всем его многообразии, включающем горы и равнины, реки, моря, города, леса и поля. У Якоба Гриммера, как и у его современников (Питера Брейгеля Младшего, Мартина ван Клеве, Гиллиса Мостарта), образ мира все больше обретает черты национального пейзажа, что, бесспорно, явилось шагом вперед на пути к реалистическому, национальному, конкретно-топографическому пейзажу голландской школы 17 века.
 

Продолжение

Картины художника

Художники

Список художников

на главную



Русская живопись  Итальянская живопись  Французская живопись


Рейтинг@Mail.ru ARTRUSSIAN.COM. Арт-магазин + арт-каталог. Марина Роз, арт-галерея Каталог сайтов и ссылок. Каталог ресурсов на Promotion.SU Dleex.com Rating Яндекс цитирования

обои на рабочий стол Рейтинг сайтов Культура / Искусство