Голландская живопись

Гуго ван дер Гус

 

Гуго ван дер Гус (1430/1440-1482 гг.) - нидерландский художник Северного Возрождения.

Один из талантливейших и своеобразных мастеров нидерландской живописи XV века, ближе других подошедший к итальянскому Возрождению. Сведения о жизни Ван дер Гуса крайне скудны. Возможно, он родился в Генте, где позже вступил в гильдию живописцев и стал её деканом. В 1475 г., находясь на вершине славы, он неожиданно поступил в августинский монастырь Роде, недалеко от Брюсселя, где провёл последние годы жизни, омрачённые душевной болезнью.

Творческое наследие мастера невелико: около 12 произведений. Самое известное - триптих "Поклонение пастухов", впоследствии получивший название Алтарь Портинари (1474- 78), был сделан по заказу флорентийского купца Томмазо Портинари для церкви госпиталя Санта-Мария Новелла во Флоренции. Эта работа поражает не только умелым соединением величия замысла с совершенством исполнения, но и психологической глубиной в изображении фигур, в передаче настроений от священного трепета пастухов до божественной грусти Марии.

В более поздних работах Ван дер Гуса ощущается нарастание драматизма, молчаливая сосредоточенность и отстранённость образов уступает место страстности и эмоциональности (последняя работа "Успение Богородицы"). Его искусство патетично и доходит до крайних проявлений душевного состояния человека.

Во второй половине 1470-х годов итальянский купец Томмазо Портинари, долгие годы представлявший интересы банка Медичи в Нидерландах, в один из приездов в родную Флоренцию пожертвовал церкви Санта-Мария Нуова алтарь. Огромный триптих, высотой два с половиной метра и шириной почти шесть метров при открытых боковых створках, сразу же привлек к себе внимание флорентийцев. Взору входившего в церковь в день религиозного праздника, когда створки алтаря были распахнуты, открывалось чудесное и волнующее зрелище. Картина передавала сцену поклонения младенцу Христу. В центральной части вокруг лежащей на земле крошечной фигурки новорожденного Христа, на некотором расстоянии от него, как бы боясь нарушить незримый ореол сияния, исходящего от божественного младенца, в молитвенном благоговении опустились на колени ангелы. Мадонна, святой Иосиф и пастухи, пришедшие поклониться Христу после того, как им явился ангел с благой вестью. На боковых створках складня зритель видел донаторов - Томмазо Портинари, его жену Марию Барончелли и их детей, в сопровождении святых-покровителей удостоенных чести быть свидетелями чудесного события. Земные люди и обитатели рая объединились в этой сцене поклонения. Не нарушая единства среды, художник, однако, цветом, холодными голубоватыми и белыми тонами, лишающими фигуры телесности, выделил группу ангелов и Христа как принадлежащих небесному миру. Торжественной молчаливой одухотворенностью веяло от картины, и настроение это не было монотонным, оно возникало из гаммы переживаний участников - от нежной грусти ангелов и Мадонны до экстатического порыва пастухов. Каждый смотревший испытывал воздействие духовной силы, исходящей от этих крупных, в рост человека, весомо и пластически убедительно переданных фигур. Два момента особенно сильно поразили воображение итальянских зрителей. Лица изображенных нельзя было назвать красивыми, их не коснулась героическая идеализация, свойственная образам итальянского искусства, но значительными и притягательными делала их печать интенсивных духовных переживаний, преображавшая черты. Почти с демонстративной смелостью это воплотилось в изображении пастухов, чьи грубые простонародные физиономии буквально озарены внутренним светом пробуждающейся духовной жизни. Удивительным было и то, как в этом произведении монументальный размах сочетался с любовной и осязательно точной передачей явлений материального мира, будь то лицо, фактура и рисунок ткани, драгоценности в одежде ангелов или цветок. В цельном мире картины все находило свое закономерное место: и люди, и святые, и улочка северного города, и дивный лирический пейзаж, и цветочный натюрморт на первом плане, где два букета из ирисов, лилий и колокольчиков по традиционной религиозной символике указывают на грядущие страдания богоматери и Христа.
Автором замечательного триптиха был Гуго ван дер Гус, один из крупнейших мастеров нидерландской живописи 15 века. В 1474 году становится деканом гильдии живописцев. Деятельность Гуго ван дер Гуса была разнообразной. Как большинство нидерландских художников 15 столетия, он не только писал алтарные картины и портреты, но выступал в роли декоратора. Около 1475 года, находясь на вершине славы и почета, Гуго ван дер Гус неожиданно вступил в августинский монастырь Рооде близ Брюсселя. Последние годы жизни мастера освещены несколько подробнее благодаря сохранившейся хронике монастыря. Из нее мы узнаем, что художник страдал тяжкой душевной болезнью. Несмотря на терзавший его недуг, Гус не оставил свое искусство и оно не утратило творческой силы. Известность художника не ограничивалась стенами обители - он продолжал выполнять заказы высокопоставленных особ. Там же, в монастыре Рооде, Гуго ван дер Гус умер в 1482 году.
Творческая биография Гуса известна еще меньше, чем факты его жизни. Круг произведений, достоверно связываемых с именем мастера, невелик. Художник не подписывал и не датировал свои работы; иногда, как в случае с алтарем Портинари, авторство и время создания произведения помогают установить документы. Неизвестно, кто были непосредственные учителя художника. Но ясно, что творчество такого мастера, как Гуго ван дер Гус, соотносится с искусством его великих предшественников Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена, ставшими вехами в развитии нидерландской живописи 15 века.
 

Продолжение

Картины художника

Художники

Список художников

на главную



Русская живопись  Итальянская живопись  Французская живопись


Рейтинг@Mail.ru ARTRUSSIAN.COM. Арт-магазин + арт-каталог. Марина Роз, арт-галерея Каталог сайтов и ссылок. Каталог ресурсов на Promotion.SU Dleex.com Rating Яндекс цитирования

обои на рабочий стол Рейтинг сайтов Культура / Искусство