Голландская живопись

Мастер G турино-миланского часослова

 

Дата создания: 1422-1424 гг. Месторасположение: Нидерланды, Турин, Городской музей Мастер G, вероятно, тождествен Яну ван Эйку или мастеру Туринского часослова. Первоначально рукопись имела название «Прекрасный часослов Богоматери». Написанная и украшенная для герцога Жана Беррийского в 1380-1390-х (возможно, перед герцогом был еще один заказчик), по неизвест ным причинам она была преподнесена герцогу в незаконченном виде. В 1412-1413 годах герцог передал часослов своему библиотекарю Робине дЭтампу, который в свою очередь разделил рукопись на две части, оставив у себя законченные листы. Нас же в связи с братьями ван Эйк интересует другая часть рукописи, которая украшалась на протяжении первой половины XV века разными художниками. Судьба ее трагична. Сначала она принадлежала династии графов Баварских, правивших в Голландии. После очередного разделения следы ее теряются. Только в конце XIX века часть листов рукописи была найдена в Турине кой королевской библиотеке. В 1902 году они были, к счастью изданы, а 25 января 1904 года погибли при пожаре библиотеки Правда, через несколько лет в коллекции графа Тривульцио в Милане был найден еще один фрагмент рукописи. С тех пор как в конце XIX века имена братьев ван Эйк были произнесены в связи с авторством некоторых миниатюр, споры среди исследователей их творчества не прекращаются. Речь идет обычно о миниатюрах, условно обозначенных как произведения «руки G» (остальные латинские буквы алфавита достались хре -нологически более ранним миниатюрам рукописи). Из них сохра нились только два листа («Рождество Иоанна Крестителя» и «По гребальная служба»). Четыре листа сгорели («Молитва на бе¬регу», «Путешествие св. Юлиана и св. Марфы», «Взятие Христа под стражу» и «Мадонна среди дев»). Предположение об авторстве братьев ван Эйк появилось не случайно. Повод дало сравнение миниатюр с некоторыми эйковс-кими произведениями. Так, конь с всадником в миниатюре «Молитва на берегу» напоминает главного персонажа из створки Гентского алтаря с изображением праведных судей. Предпо¬ложение, что Ян представил здесь своего покровителя Иоанна Баварского, до сих пор не нашло ни окончательного подтвержде ния, ни опровержения. Поразительно сходство, вплоть до таких мелких деталей, как замковый камень церковного интерьера в миниатюре «Погребальная служба» и ранней «Мадонне в церкви» Яна ван Эйка. Все это далеко не полный перечень аналогий миниатюр с произведениями Яна.
 


Картины художника

Художники

Список художников

на главную



Русская живопись  Итальянская живопись  Французская живопись


Рейтинг@Mail.ru ARTRUSSIAN.COM. Арт-магазин + арт-каталог. Марина Роз, арт-галерея Каталог сайтов и ссылок. Каталог ресурсов на Promotion.SU Dleex.com Rating Яндекс цитирования

обои на рабочий стол Рейтинг сайтов Культура / Искусство